schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Когда халтура выгоднее шедевров, или Основная причина "кризиса фантастики"

Ну что, один раз обещал я заняться социальным моделированием, другой раз обещал - а на третий раз пришлось слово держать. Python, несколько вечеров, активная помощь neo_der_tall (вот ужо выложим программку с GUI, увидите сами) - и первая, пробная модель дала свои результаты. Вот с ними для разминки и ознакомимся.

Модель. Создадим социум из N персон. Присвоим каждому случайным образом (модуль random питона, не самый лучший генератор случайных чисел, но для разминки годится):
1) мастерство (квалификацию) - от 0 до 1,
2) деньги - от 0 до 10.
Теперь заставим всех писать и читать фантастические романы, оплачивая прочтение автору, если позволяют средства.

С какой скоростью писать? Допустим, чем качественнее, тем медленнее (даже у гениев - роман "Мастер и Маргарита" писался 12 лет, а написанная Достоевским "на скорость" повесть "Игрок" известна разве что специалистам). В числах эту зависимость можно задать как "хороший роман требует в X раз больше времени, чем совсем никакой", и провести моделирование с несколькими разными X.

А как и сколько платить автору? Здесь вариантов очень много. Прежде всего, нужно оценить субъективное качество текста (объективное, в рамках модели, равно мастерству автора, поскольку - см. выше - времени для работы авторам выделяется вдоволь). В простейшем варианте - все читатели супер-профи - субъективное качество равно объективному. В более приближенном к реальности - субъективное качество тем выше, чем ближе мастерство автора к мастерству читателя (кто сам двух слов связать не может, вряд ли восхитится высоким штилем). Возможны и другие "платежные функции" (предлагайте свои!), но пока ограничимся этими двумя.

Итак, у нас есть субъективная оценка романа (являющаяся фактически оценкой автора, а потому вообще говоря не требующая прочтения). Пусть эта оценка и будет суммой, которую читатель готов заплатить за роман (оценки колеблются в пределах 0..1 уе, а каждому игроку выдано в среднем по 5 уе). Если средства позволяют, он ее платит, если не позволяют - не платит ничего.

Что получится в результате моделирования? В каждом туре кто-то один пишет роман, раздает его части аудитории (в модели - 1/5 от общего числа субъектов) и получает оплату от тех, кто еще в состоянии платить. У автора денег становится больше, у читателей - меньше. Далее цикл повторяется до бесконечности, а в моей конкретной модели со 100 участниками - до 500-го тура, когда у каждого в среднем будет "написано" по 5 романов. А на графики я решил выводить суммарный показатель "выгодности мастерства" - отношение богатства 20% самых высоко-квалифицированных писателей к богатству 20% самых низко-квалифицированных.

Результаты (3 разных соотношения скорости написания "шедевров" и "халтуры", 2 разные платежные функции):


Платежная функция: Оценка = Мастерство автора


Платежная функция: Оценка = 1 / (1 + abs(Мастерство автора - Мастерство читателя) )

Есть разница, не правда ли? "Если бы каждый из нас получал по заслугам, немногие избежали бы порки" (с), а остальные жили бы как сыр в масле (1-я картинка). Но реальное положение дел, увы, намного ближе ко второй:

1) Дочитываю "Рой" Майкла Крайтона. Как я и ожидала, книга выше всех похвал. Это настоящая твердая НФ, причем до жутиков реалистичная и ближнего прицела... Но я сейчас о другом. О том, что поразило меня даже больше, чем смертоносный рой наночастиц. Тираж этой книги в России, заявленный издательским монстром "Эксмо", - 4100 экз.

2) Я не верю – и не поверю никогда, имею на то основания, - что красный тираж Логинова или Рыбакова – те 7-8 тысяч, которыми были выпущены их последние книги. Я не верю, что романы Лазарчука способны продаваться лишь с оскорбительной рекламкой «от автора «Параграф-78».

3) "Лазарчук сказал, что ему никак не удаётся поспеть за стремительной деградацией читателя"

Вот вам и ответ на вопрос, кто виноват в наблюдающемся "кризисе фантастики". Виновата платежная функция, обеспечивающая в настоящее время отрицательную обратную связь "талант-деньги". Массовый рынок не имеет возможности ни воспитать читателя, ни даже объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо. Успевай только романы штамповать, ведь чем скорее, тем больше.

Ну а теперь попробуем поразвивать модель. Какую платежную функцию Вы бы предложили вместо "оценки по близости"? И как бы расширили модель "книжного рынка", чтобы приблизить его к реальности? Напомню, что модель у нас проходит альфа-тестирование, и предназначена в конечном счете для куда более сложных процессов, чем какой-то там кризис фантастики. Так что предлагайте что в голову взбредет, монитор все стерпит :)

P.S. Журнал по-прежнему ведется в режиме комментариев только от френдов. Поэтому если Вы хотите обсудить материал или задать вопрос, а я Вас еще не зафрендил - напишите все что хотите сказать в своем журнале, упомянув в тексте schegloff. Найду по яндексу, почитаю, глядишь, и продолжим дискуссию.
Tags: ТССУ, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments