1) Итак, чем же характеризуется нынешняя система образования?
Первое и главное - это всеобщая легальная продажность. Купленные результаты стали подавляющим и определяющим большинством. По всей стране расцветают организации, выполняющие любые учебные задания, на прилавках совершенно открыто лежат решебники, а для тех, кто может заплатить сразу большую сумму - продают дипломы, да и кандидатские тоже.
Это не идёт ни в какое сравнение ни с дореволюционными митрофанушками (которым образование нужно было только для вида, они всё равно ничего не делали), ни с "блатными" при советской власти (которых было очень мало, да и которые опять же ничего не собирались делать). Сейчас выстроилась грандиозная и целенаправленная система неполучения знаний теми, кто должен будет их впоследствии применять на деле. При этом ни идеологически, ни экономически, ни культурно эта ситуация не подвергается санкциям, а напротив, приветствуется и развивается.
2) Второе, не менее главное - это содержание образования. Чему именно в таких условиях начинают учить даже тех, кто учится?
Как вы все знаете - образование в массовом порядке переходит на тренинги, курсы и прочее обучение обезьян нажиманию на кнопочки. Вот сидит Эффективный Манагер, который купил себе диплом, смотрит в экран и не знает, какую ему нажать кнопочку. Если бы у него было бы комплексное фундаментальное образование, он бы смог разобраться самостоятельно, но поскольку он работал и учился жизни, то разобраться не может. Для этого он идёт на Тренинг или Курсы, где ему дают алгоритм нажатия на кнопочки. Опять же без объяснения того, что и как делает каждая кнопочка в отдельности.
Итак, образование в 21 веке - это статусная цацка, показывающая, что у ее владельца есть бабло, а значит, он Эффективный и Инициативный. При этом наличие реальных знаний снижает ценность цацки вплоть до нуля - если сам учился, значит, бабла не было, то есть перед нами лох обыкновенный, с которым нельзя иметь дело. В таких условиях неспособность общества в целом строить ракеты, потом дома, потом шить сапоги - лишь вопрос времени. Направление развития задано, темп взят рекордный, светлое будущее все ближе.
Теперь о термине. Почему я называю эту деградацию постиндустриальной? Дело в том, что в традиционном обществе крестьянин, неспособный вырастить урожай, аристократ, вываливающийся из седла, и даже ремесленник, чьи сапоги просят каши на второй день носки, очень быстро перестают быть живыми крестьянами, аристократами и ремесленниками. Пахать землю, махать мечом и подковывать лошадей в таком обществе - необходимые умения, без них элементарно не проживешь.
А вот нынешний постиндустриал - совсем другое дело. Развитие технологий повысило производительность труда до полного коммунизма. Несколько процентов населения в сельском хозяйстве - и все сыты. Десяток процентов населения в производстве - и все ездят на Фордах Фокус, живут в отдельных квартирах и смотрят уже не зомбоящик, а зомбоплазму. Все остальные могут вообще не работать - на базовом материальном благосостоянии общества это никак не отразится. Но совсем ничего не делать человек неспособен (быстро начинает "с жиру беситься"). И вот для удовлетворения этой, нематериальной потребности "что-то делать" и возникает все разнообразие постиндустриала. 85% населения занимается оказанием друг другу самых разнообразных услуг - которые, с точки зрения базовых потребностей, не особо-то этому населению и нужны. Мода на "дауншифтинг", возникшая в последнее время - первая робкая попытка осознать эту ненужность постиндустриала, условность и виртуальность производимого им дурного изобилия. Коль скоро сами услуги не особо нужны и оказываются друг другу для галочки (надо же что-то писать в графе "назначение платежа") - качество их тоже никого не волнует. Какая разница, умеет учить профессор или только что слез с дерева? Главное - он продает диплом!
Возникает вопрос: а до каких пор производители реальных благ будут терпеть у себя на шее остальные 85% впавшего в детство (homo ludens, причем ладно бы в крестики-нолики играли, а все больше норовят в солдатиков...) человечества?! И какой вариант не терпеть они выберут - а) разленятся, сопьются, вымрут, б) самоорганизуются, как в рэндовском "Атланте", и создадут отдельную, параллельную остальному человечеству цивилизацию, в) сумеют убедить Эффективных и Активных, что получение настоящих знаний - не менее интересная игра, чем откатинг, распилинг и обманинг?
Я собирался рассмотреть эту проблему во второй "пангийской" трилогии, даже Шеллера на Землю вытащил. Однако оказалось, что жанр non-stop-action, в котором я привык писать, плохо сочетается с маштабными социальными процессами. За 24 часа можно лишь придумать решение социальной проблемы; чтобы проверить его в деле, требуются годы. Так что вопрос - а что же дальше будет с теми, кто работает? - остается открытым. Судя по результатам последнего ЕГЭ, самое время его обсудить - поскольку через 10 лет обсуждать будет нечего и не с кем.
← Ctrl← Alt
Ctrl →Alt →
July 28 2009, 06:15:50 UTC 2 years ago
July 28 2009, 08:17:41 UTC 2 years ago
Фокусы придумывают
А вот запуск каждого "Шаттла" уже превратился в пляски с бубнами.2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 06:24:09 UTC 2 years ago
July 28 2009, 07:15:06 UTC 2 years ago
Четвертый вариант -
работяги непрерывно вымирают и столь же непрерывно пополняются Эффективными и Инициативными.Поинтересуюсь у знакомого, сколько токарей и фрезеровщиков у него на заводе - из бывших режиссеров и создателей твиттеров.
2 years ago
July 28 2009, 06:40:16 UTC 2 years ago
Я был просто убит в свое время анкетой при приеме на работу (принимал не я и не меня, но данные верны) - там вариант "предпочитаю профессиональный рост на одном месте росту корпоративному" - считался проигрышным, шел в минус! То есть - спецу предпочитался "активный менеджер".
Таким образом, кстати, подкашивается и любое возможное профсоюзное движение - винтики, отточенные "регламентами" крайне легко взаимозаменяются - бери из-за ворот любого - и через три месяца испытательного срока он готов к применению! Или выбросу.
Вывод: система заточена на полный останов прогресса. Кадавр неудовлетворенный материально создан. Он уже останавливает время...
Впрочем, что-то подсказывает мне, что такая ситуация касается скорее колониальных рынков типа российского, а в метрополии должны по-прежнему действовать старые механизмы. Но не поручусь...
WBR - Andrew
P.S. Надежд на исход из воронки у меня нет. Дело в том, что граждане массово будут выбирать действия минимальные по затратам и максимальные по доходам - то есть только усугублять ситуацию. 10% умников погоды не сделают. Они просто вымрут с остальными 90-ми - еще и в первых рядах, скорей всего.
Deleted comment
2 years ago
July 28 2009, 06:53:44 UTC 2 years ago
При этом, система образования немонокультур - растёт себе с различной скоростью. В том же Китае, после Мао - некуда ухудшаться-то! ;)
А сырьевым сверхпридаткам система образования показалась лишней. Тем более, что своих детей (а значит - способных и энергичных детей - в первую очередь) и у них всё меньше рождается. А чужих, в отличие от США они заманить не могут. Т.е. - могут, но худших.
---
ВУЗы мировые - конкурируют. КБ всех уровней подчинения - конкурируют. Фирмы со своими отделами рекламы и продаж - конкурируют. Страны, их экономики - и те - конкурируют. Конечно, если в кризис спасать скверных менеджеров от банкротства, это способствует деградации. Практика, однако, показывает, что идеально такую ... провернуть - никакому Рузвельту не удаётся :-) А значит, пусть и с приличным запаздыванием (длинным циклом) - всё возвращается на круги своя. И снова, сотни тысяч баксов будет стоить один из тех менеджеров, которые вытянули свои фирмы из кризиса. А прочим - не факт, что столько центов предложат :)
July 28 2009, 06:59:22 UTC 2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 07:07:17 UTC 2 years ago
Теперь же она распространилась на все слои населения. Почему? Ну, во первых - демократия. Все как бэ равны, у всех как бэ примерно одинаковые мечты и устремления. Во вторых - пресловутая западная модель успешного человека. Если ты богат, значит автоматически во всем прав. Т.е. нужно быть (или хотя бы выглядеть) богатым. Выглядеть всегда легче, поэтому перенимается внешняя сторона.
July 28 2009, 07:10:45 UTC 2 years ago
Тоффлер говорил то же самое 40 лет назад.
Есть весьма распространённое мнение, что "работа" в послепромышленном обществе - это лишь форма соцобеспечения и социального контроля. А будущее знаний - пресловутые "ирландские монахи". Которые ещё будут благодарить, что их не переубивали всех подряд.
У кого-то из астрофизиков, скорее всего - Сагана, было мнение, что сигналы цивилизаций нам не слышны потому что по достижении определённого порога изобилия внешний мир становится их представителям просто неинтересным.
July 28 2009, 14:52:04 UTC 2 years ago
July 28 2009, 07:28:30 UTC 2 years ago
July 28 2009, 07:35:03 UTC 2 years ago
July 28 2009, 08:04:00 UTC 2 years ago
Рост производительности труда
вовсе не означает деградацию. А об этом и идёт речь.Высыободившихся людей тоже можно заставить работать производительно, тогда у каждого будет и дом и эконлогически здоровая пища и жизнь до 100 лет.
Просто хозяевам столько рабов не нужно. В 20-м веке рабов загружали подготовкой к войне. А сейчас этой подготовки толком нет.
Так что или сейчас рабов резко сократят или хозяева снова между собой передерутся.
July 28 2009, 08:26:13 UTC 2 years ago
А по-моему, так именно означает
"Воля хозяев", конечно, универсальная объяснялка. Почему Солнце всходит? Потому что Партия приказала. Но это не наука, а уринотерапия.Исторически эксплуататорские классы составляли меньшую часть общества. Постиндустриал переворачивает ситуацию - отныне эксплуататоры со своими клиентеллами составляют подавляющее большинство. Ну а поскольку эксплуататорам в силу их социального происхождения важнее наличие рабов, нежели жизнь до 100 лет и здоровая экология - число рабов будет расти и дальше, а число работяг сокращаться.
Я написал об этой тенденции, поскольку "постиндустриальная деградация" из отдаленного будущего стала уже действующим фактором современности.
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 08:41:19 UTC 2 years ago
Чисто литературно можно свести проблему к некой ключевой точке выбора, драматический переход в которой может быть изображен в жанре non-stop-action и т. о. высветить тренд в целом.
July 28 2009, 08:45:18 UTC 2 years ago
да черт с ней, обычную межкомнатную дверь.
для того, чтобы эта дверь появилась у меня дома, требуются:
- коммерсант, который эту дверь мне продаст
- девочка\мальчик на телефоне, который стоит в офисе коммерсанта, куда я звоню сделать заказ
- водитель, который привезет мне дверь на газели своей
- секретарша, которая варит кофе коммерсанту и разбирает его почту
- бухгалтер
- девочка\мальчик, которые продают в рекламном агентстве газетную площадь, где коммерсант разместит объявление о продаже дверей
- дизайнер, который худо-бедно нарисует рекламу
- редактор издания
- секретарша, которая варит кофе редактору
- человек, который составит отчет коммерсанту, чтоб тот понимал, какие именно двери продаются лучше других
и многие многие другие люди
когда их нет - и завод нахрен не нужен ))
July 28 2009, 08:58:03 UTC 2 years ago
Ну да, куда же без секретарши
В последнее время стал замечать, что многие стройматериалы исчезли из оптового ассортимента московских поставщиков. И - появились в интернет-магазинах, в розницу, с доставкой в любую точку РФ.То есть "коммерсант, который мне эту дверь продаст" - потихоньку заменяется сайтом-роботом. Потому что роботу не нужна секретарша!
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 09:04:21 UTC 2 years ago
Чем занимается менеджер - встречи, звонки, аська, почта. Развели тут технического специалиста из гуманитарной специальности.
Вот сейчас пора отпусков - наш менеджер раздал свои обязанности по частям. Так вот, у меня два задания, (1) чистое нажимание кнопок из-за несовершенства местного бухгалтерского приложения, (2) чистые звонки поставщикам. Причем, попытка автоматизировать номер 2 приводит к стойкой головной боли.
_
July 28 2009, 09:07:54 UTC 2 years ago
Да, это - востребованная деятельность
Постиндустриальная. "Работа на воздухе, работа с людьми" (с).2 years ago
July 28 2009, 09:07:55 UTC 2 years ago
Верно, да не совсем. В настоящий момент основная автоматизация это сверхдешевый труд третьего мира. В настоящий момент западное постиндустриальные общество потребляет труд индустриального нищего востока.
Скажем, в России на конец 2008го года 40% продуктов питания были импортом. Запчасти к автомобилям и прочая плазма - это вполне индустриальное производство... но где-то далеко, где девочка 16 лет из ЮВА собирает эту плазму за 4 доллара в день а китайский рабочий изготавливает запчасти к Форду Фокус.
Я не спорю с основной посылкой ваших рассуждений, хочу лишь уточнить.
July 28 2009, 09:10:20 UTC 2 years ago
Вот здесь текстик про постиндустриал и ненужность и необязательность труда.
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 09:36:09 UTC 2 years ago
нужно смотреть в сторону шведов и прочих сканидинавов
из тех с кем лично общалсяони как то умудряются сохранять образование
правда оно у них реально в обществе элитное, т.е. на много менее доступное чем у нас
это говорю не потому что они грамотные специалисты
а потому что они умудрились сохранить "техническую гумманитарную субкультуру" - фольклёр, песенки и т.п.
то что у нас цвело в 60х-70х физики против лириков и т.п.
July 28 2009, 11:28:17 UTC 2 years ago
Уууу... смешались в кучу кони, люди.
1) Некорректно экстраполировать процессы в российском (точнее, постсоветском - на Украине наблюдаю ту же фигню) образовании на весь мир.2) "неспособность общества в целом строить ракеты" - с неделю назад, между прочим, полетел Falcon 1 с полезной нагрузкой. В конце года должен полететь Falcon 9, а его уже достаточно для пилотируемой космонавтики. Это частная космонавтика, между прочим, так что общество не только не разучилось строить ракеты - ракетные технологии становятся массовыми. Тоже самое касательно "пока не кончилась нефть" - вот свежая новость в тему. Сразу три технологии производства нефтезаменителей. Обещают конкурентоспособность при цене нефти от 50 баксов. Так что не успеет нефть кончится. Рискну высказать тезис: на современном уровне НТП любой ресурс заменим вновьразработанным аналогом за срок в пределах десятилетия.
Это все к тому, что неправильно говорить о деградации общества в целом. Нет деградации, есть ускорение прогресса (еще раз рискну высказать гипотезу) по экспоненте.
3) А вот насчет "все остальные могут вообще не работать" - совершенно согласен. Только я бы еще и расширил это утверждение до "не могут и не хотят работать". Есть куча народу, те самые "работяги", чьи навыки нафик не нужны в современных условиях - частью из-за автоматизации, частью из-за миграции рабочих мест в Азию. Научить их чему-то востребованному - долго, сложно и дорого (ха! см. п.2 - быстрее будет разработать AGI), а возможность маяться фигней и при этом иметь приличный уровень жизни убивает нафик желание что-то делать и чему-то учиться. Вот эта группа действительно деградирует, но на развитие общества в целом их деградация не влияет - потому что развитие это от деградирующих не зависит.
4) "до каких пор производители реальных благ будут терпеть". Сейчас, похоже, "производители реальных благ" не отделяют себя от остального социума и не осознают себя как отдельную группу с особенной картой, ценостями, способностями и ролью в обществе. Осознают ли когда-нибудь, и если да, какие сделают из этого выводы - оочень интересный вопрос.
July 28 2009, 11:35:49 UTC 2 years ago
Re: Уууу... смешались в кучу кони, люди.
Ну пока Муск один, нельзя говорить о массовости ракетных технологий. Вот когда на рынке выведения грузов на околоземную орбиту будт конкурировать 10-20 частных компаний, каждая со своим носителем - тогда другое дело.2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 11:35:06 UTC 2 years ago
July 28 2009, 13:28:08 UTC 2 years ago
вот этот ?
http://schegloff.livejournal.com/272 years ago
2 years ago
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 11:35:09 UTC 2 years ago
Нечего с ними не зделаеш, они не хотят учиться
И кстати я не вполне понимаю? Естественно базовые потребности им не нужны но вы сами пишите выше что базовые потребности у них удовлетворены.Касаемо производителей, а кому будут продаваться реальные блага? Продажи каждой мобилы позволяют двигать микрочипы вперед.Но населению Не нужно столько мобил. Профессия профессионального впаривателя самая важная в современном мире.
Но промоделируем, допустим умные собрались и выпилили 80% человечества. И тут о ужас выясниться что среди оставшихся сверх умных выйдет тоже процентов 20% ) И им тоже всех выпиливать? Это нормальное распределение характерное почти для любого социума.
Зы: Обломов такой постиндустриал )
July 28 2009, 11:38:53 UTC 2 years ago
Через какое-то время работяг станет исчезающе мало, хотя под этих работяг заложено множество будущей работы - вот мы имеем нынешний ипотечно-кредитный кризис.
Ещё через какое-то время воробуржуи будут активно потрясать пачками денег, заманивая работяг - обращу внимание, не "готовить и учить", а именно что заманивать имеющихся. Потому как работа стоит и всё такое. Попутно будут плевать на тех, кто мог бы выучиться на работяг, и втаптывать их в сферу услуг.
Результатом станет то, что "работягами" начнут притворяться все Эффективные Манагеры, чем окончательно завалят всю работу. Аналогия - ближайшее время сверхдешевых кредитов, которые будут давать всем подряд.
Ну и третий этап очевиден: всё сдохнет и скукожится. Военный коммунизм, продукты по карточкам, шарашки - и это _лучший_ вариант, потому что при худшем никакой науки и развития больше не будет, а будут дубины и драка за пластмассовые бусы.
Я уже писал о том четком ощущении, которое возникает при взгляде на наш мир - мы живём в постъядерном мире, пользуясь тем, что сами уже никогда не сможем произвести.
July 28 2009, 12:12:00 UTC 2 years ago
http://www.erlib.com/%D0%AF%D0%BD%D
:)
Очень советую почитать, если вы еще не.
July 28 2009, 13:32:26 UTC 2 years ago
прикольнее чем вот это?
было в "если", в инете ссылку не нашёл.ПОМПА НОМЕР ШЕСТЬ Паоло БАЧИГАЛУПИ не читали?July 28 2009, 12:52:46 UTC 2 years ago
При деградационных вариантах типа построения социализма, за счет резкого снижения научно технического уровня общества упадет производительность, связность хозяйства, уровень медицины итп. Соответственно численность населения упадет примерно до 20% от нынешней, до уровня развитого феодализма с примитивным индустриализмом.
При переходе вверх, причина Сброса это перемещение нынешних 85% эффективных из мидл мидл в лоу лоу явочным порядком, а также наконец таки замена кетайских андроидов на нормальных роботов. Так что основная причина это не вымирание от голода, а сокращение продолжительности жизни ненужного населения.
В рамках этого все имеющиеся тенденции в образовании вполне логичны. Хорошее массовое среднее вредно поскольку повышает нестабильность общества - Горе от ума. Поэтому нынешнее среднее это примерно 3-4 класса церковноприходской без малейшего принуждения к учебе. Это очень хорошие американские общественные школы.
Стоимость имеет лишь уникальное самостоятельно получаемое образование, а вовсе не продажа дипломов. Дипломы РФ уже давно нигде не котируются.
July 28 2009, 13:43:09 UTC 2 years ago
Другое дело, что если остальные 85-90-96% населения будут только потреблятствовать, то пирамида просто станет неустойчивой (перевернется на острие). И рухнет не потому, что низы не захотят жить по-старому, а потому, что верхи (те самые 90% бездельников) от нефига делать (отсутствия дисциплинирующей необходимости труда и безудержного роста нерегламентированных потребностей) просто междоусобно разрушат все производственно-распределительные структуры.
Лично я конспирологически думаю, что правильные пацаны все это правильно понимают и готовятся сократить все это лишнее быдло. А если это не сделают они, то в самом ближайшем будущем это сделает экосфера. И еще я думаю, что Блаватская права, и все это здесь не раз уже было.
July 28 2009, 15:40:44 UTC 2 years ago
У "нас" (постсоветское пространство) - происходит дискредитация образовательной системы, прицепом захватывая науку и далее - инженерию. Эффект домино никто не отменял.
У "них" ("западный" мир) - просто заканчиваются деньги на образование, как элемент статуса. Но при этом, у них остаются "элитные школы" - те самые где дрючат в хвост и гриву, пусть и по ограниченной категории предметов. У них остаётся приток из "третего мира" желающих учиться... что создает неплохой резерв, на безрыбье. И есть ещё сегмент - гиков... которые занимаются всяким разным -- гаражным творчеством. Если на то пошло, то именно этот третий сегмент совершенно не в фокусе внимания, его ёмкость и ценность оценить "отсюда" просто нереально, косвенно - по активности всяких тематических гугл сообществ, т.к. в инете они "окапались" по полной.
На самом деле, "отсюда" (постсовка) дать вменяемую оценку состоянию амерского "постиндустриала" не получится, в том числе по причине его "подпольности". США впереди планеты всей продвинулось по этой дорожке и "отсюда" нихрена не видно, можно только гадать "по кофейной гуще".
Так вот, не факт что амерские 85% бездельников тянут "тот" мир на дно. Фактом является другое - на постсоветском пространстве пройти тем же путём не получится... т.е. для успешного постиндустриального выживания, без исключения собственных амбиций, придётся торить свой собственный путь, который будет учитывать много более жёсткие и неудобные условия старта в этой гонке.
August 8 2009, 03:29:43 UTC 2 years ago
July 28 2009, 15:50:11 UTC 2 years ago
Швейцария - это социальный супер-звездолёт будущего.
July 28 2009, 17:26:52 UTC 2 years ago
Неавтономен.
2 years ago
2 years ago
July 28 2009, 17:12:35 UTC 2 years ago
Re: если сам учился, значит, бабла не было
Ну дык прогресс же: от информационного натурального хозяйства к информационой товарной экономике.July 28 2009, 18:10:56 UTC 2 years ago
← Ctrl← Alt
Ctrl →Alt →