schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Рождение научной школы

Одна книга, даже самая выдающаяся (такая, как "Властвующая элита" Миллса), еще не создает научную теорию; теория возникает только тогда, когда появляется научная школа - несколько разных авторов, самостоятельно исследующих Реальность с помощью заданной Теорией картины мира. При этом авторы могут "до хрипоты, до драки" спорить друг с другом относительно конкретных результатов, полученных в ходе исследования *) - сам факт таких споров в рамках разделяемого понятийного аппарата говорит о существовании единой школы.

До последнего времени теория Власти была представлена в России авторами единственной книги - "Лестницы в небо"; при всех ее достоинствах (начиная с внушительного объема и заканчивая "хулиганским" ниспровержением всех предшествующих теорий), этого было совершенно недостаточно, чтобы говорить о теории Власти как о состоявшейся научной дисциплине. Для этого изучением Власти должны были заинтересоваться новые люди, и начать публиковать собственные соображения, создавая тем самым научную школу. В моих планах была (и осталась) организация соответствующего журнала ("Проблемы Власти", или Problems of Social Power), но текущие финансовые трудности пока что не позволяют заняться этим всерьез.

Тем радостнее было увидеть в ленте сегодняшнюю публикацию palaman, по своему духу и содержанию идеально соответствующую формату будущего журнала. Любопытно, что раздел нашей книги, посвященный теории "естественных государств", уважаемый palaman еще не читал - однако пришел в своем анализе сначала к схожим, а затем и к куда более радикальным выводам:

Далее естественное государство начинает естественно развиваться, постепенно переключаясь с вопроса о насилии на более широкий круг вопросов, так как для обеспечения своей монополии на насилие оно вынуждено все более и более втягиваться в вопросы организации социальной жизни. Оно берет на себя разрешение споров (судебная функция), оно должно гарантировать исполнение гражданами взаимных обязательств и проч., и проч. Если всего этого не делать, то граждане сами начинают применять насилие по отношению друг ко другу - и государство неизбежно утрачивает свою монополию. Словом, жизнь есть жизнь - и шапка Мономаха оказывается не столь лёгкой и приятной, как могло показаться вначале.

И вот тут-то и возникает замечательная идея искусственного государства! Это простая, но гениальная идея. А что, если предоставить все хлопотные функции управления самому обществу?! Зачем владельцу данной территории столько хлопотать о делах, которые прекрасно могут устроить сами граждане? Словом, а что если поставить народ на рельсы полного государственного самообслуживания?!

Для этого надо организовать систему представительной власти. Пусть народом управляют представители самого же народа. Зачем Хозяину пачкать руки и ломать голову, вникая во всевозможные детали и тонкости
управления?

Словом, а что если создать искусственное государство, которое возьмет на себя все негативные аспекты Власти, оставив Хозяину наслаждаться её позитивными аспектами?!


Идея существования организаций-ресурсов, которыми властные группировки не владеют (чтобы не брать на себя тяготы повседневного Управления), но контролируют (получая тем самым средства для поддержания внутреннего устройства группировки), является краеугольным камнем нашей теории Власти. В приведенной цитате она занимает столь же центральное место, а следовательно, налицо общая картина мира, уже в рамках которой и возможны ожесточенные научные дискуссии *).

В общем, запомните эту дату - 14 мая 2016 года. Сегодня, а вовсе не в 2006 году, когда были написаны первые строки "Лестницы в небо", теория Власти начала появляться на свет.

----------------------
*) Что будет продемонстрировано буквально в следующей записи.
Tags: теория Власти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments