schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Психофизическая проблема у топора кровавого убийцы

Проблема "сводятся ли воспринимаемые сознанием сущности - например, красный цвет или аромат цветка, - к состоянию нейронов головного мозга, или к волновой функции Вселенной" относится к числу вечных, поскольку ни одно из предлагаемых решений не нравится большинству участников дискуссии. Лично я считаю, что "не сводится", и чуть позже объясню почему, а пока хочу поделиться любопытной версией той же самой проблемы:

Мы можем иметь полную запись состояний всех транзисторов виртуального процессора в любой момент времени, но мы не можем описывать "Топор кровавого убийцы, +3 к атаке, только для расы гномы" в терминах состояния транзисторов. По двум причинам.

1) Такое описание было бы чрезвычайно избыточным и непригодным к практическому использованию. Играть в игру, читая таблицу состояния транзисторов, игрок не мог бы.

2) Состояние игровых объектов вовсе не соответствует однозначно никакому одному состоянию всех транзисторов. Процесс игры мог бы исполняться не на этом, а на другом сервере, или на этом же, но с выделением других ресурсов. При этом состояние игрового процесса могло бы быть воспроизведёно с точностью достаточной, чтобы говорить о его идентичности. Чтобы получить корректное описание Топора кровавого убийцы на языке состояний транзисторов и учесть, что этот Топор всё равно возникает при совершенно разных состояниях нижележащей системы, нам пришлось бы ввести в описание промежуточный слой абстракции, соответствующий этому Топору и другим игровым объектам. Нет никаких оснований считать, что описание этого слоя в терминах транзисторов оказалось бы существенно более компактным, чем код эмулятора со всеми его данными. А вот обратное, если вспомнить, что игру мы можем таскать с сервера на сервер и процессоры там будут разные - весьма вероятно(!).


Как видите, не то что "аромат цветка", а даже вполне "физическую", не содержащую ни капли "сознания" (представьте себе драку на топорах между NPC) сущность оказывается невозможно свести к "таблице состояний транзисторов". Причем невозможность эта связана вовсе не с ограниченностью человеческого сознания ("игрок не смог бы"), а с тем несомненным фактом, что для опознания "топора кровавого убийцы" любая сущность должна обладать дополнительной, по отношению к "таблице состояний транзисторов", информацией о том, какие состояния можно считать топором, а какие - нет.

Вот эта самая дополнительная информация (в случае компьютерной игрушки представляющая собой еще одну "таблицу состояний транзисторов") и оказывается тем элементом, который постоянно упускается из виду при попытке свести содержание сознания к волновой функции Вселенной.

На нижнем уровне описания у нас есть две "таблицы состояния транзисторов" - но нет никакого "топора кровавого убийцы". Чтобы обнаружить в этих описаниях топор, нам нужно провести длительное исследование, как таблица 1 меняется под воздействием таблицы 2, построить гипотезу - "о, она же получает по башке топором!", проверить эту гипотезу на достаточном количестве тестовых игр... - то есть создать заново следующий уровень описания. Но если для понимания процесса нам нужно что-то создавать, затрачивая на это несопоставимо больше сил и времени, чем на простое копирование двух таблиц, - то в каком смысле можно говорить, что "топор сводится к таблице"? Уж явно не в том, что "если есть таблица - топор мы всегда сможем получить". Вовсе не всегда - записи десятка драк в потактовых дампах может элементарно не хватить для реконструкции всей логики компьютерной игрушки. Таблицы будут - а топора так и не появится.

Таким образом, "сводимость" сознания к волновой функции Вселенной означает лишь теоретическую возможность реконструкции этого сознания, но никоим образом не практическую рекомендацию так и делать (затраты несопоставимы с простым копированием самой игрушки). Но это было бы еще полбеды; беда заключается в том, что и теоретическая реконструкция скорее всего невозможна! Достаточно сложные системы (например, погода) недетерминированы - их будущие состояния не вытекают из предыдущих, а возникают случайно (почему прогноз погоды дольше пяти дней и не получается). Вследствие этого даже имея под рукой всю волновую функцию Вселенной, мы не сможем создать "второй экземпляр сознания", который с гарантией будет видеть тот же самый красный цвет и вдыхать тот же самый аромат цветка. В какой-то (и неизвестно какой) момент топор кровавого убийцы вдруг перестанет рубить.
Subscribe

  • Цитата дня: что есть истина

    Восприятие мира таким, как он есть, НЕ является эволюционным преимуществом, а, наоборот, вредит выживанию. Эволюция поддерживает не "правильное"…

  • Цитата дня: позор какой-то, а не коррупция

    Расследование ВБ показало сознательное и некорректное улучшение в 2018 году рейтинга DB Китая, в 2020 году — Саудовской Аравии и ухудшение в 2020…

  • Цитата дня: мы не туда попали

    Годы назад меня удручал пессимизм поздних произведений Станислава Лема, который на протяжении всей жизни был для меня примером относительно светлого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • Цитата дня: что есть истина

    Восприятие мира таким, как он есть, НЕ является эволюционным преимуществом, а, наоборот, вредит выживанию. Эволюция поддерживает не "правильное"…

  • Цитата дня: позор какой-то, а не коррупция

    Расследование ВБ показало сознательное и некорректное улучшение в 2018 году рейтинга DB Китая, в 2020 году — Саудовской Аравии и ухудшение в 2020…

  • Цитата дня: мы не туда попали

    Годы назад меня удручал пессимизм поздних произведений Станислава Лема, который на протяжении всей жизни был для меня примером относительно светлого…