schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Снова все о том же, или Как правильно оплачивать писательский труд?

К дискуссиям о кризисе фантастики, пиратстве, авторских правах, Литресе, Либрусеке и прочих вечно злободневных проблемах, мешающих "писателю пописывать, читателю почитывать" я, как обычно, опоздал. Однако вечность - штука длинная, пришла и моя очередь на этот счет поразмыслить. Закоперщиком, как обычно, выступил neo_der_tall, безапелляционно заявивший в частной переписке - мол, остановить распространение пиратского контента уже невозможно, и поэтому любые попытки продавать контент обречены на провал. Никто не купит то, что и так появится в Сети на халяву. Никаких больше автору потиражных - "свисти, как птица, и не жди награды", сильные сами придут и сами все дадут. Или не дадут.

Ну что ж, попробую разобраться, есть ли у меня шансы чего-то заработать литературным трудом в наступающем чудесном 21 веке. Начну с краткого обзора мнений, высказанных в ходе отшумевших дискуссий.

Модель 1. "Пособие неимущим литераторам". Писатель должен работать бесплатно, поскольку пишет главным образом для себя; а живет пусть на пособие по безработице. Ярким представителем такой точки зрения является tiphareth, которому я и передаю слово:

Я не думаю, что "писатели" как таковые вообще нужны: и так слишком много написано, больше, чем кто-либо сможет прочесть. Тем более не нужны авторы тупой жвачки для мозгов, а только такая "литература" мало-мальски окупается.

Конечно, всегда есть люди, одержимые гением, но они пишут не для вознаграждения, а потому что иначе не умеют.

Всем таким людям надо платить пособие, независимо от общественной потребности в их сочинениях (которая тем ниже, чем сочинения лучше). Это должно делать государство, и не за счет налогов (налоги следует отменить), а за счет гос-монополии на все виды индустрии, которые общество готово доверить государству.


Идея последнего абзаца была опробована в СССР. Общество доверило Государству монополию на производство "книг". Государство печатало книги, продавало их гражданам, и само определяло, кому из авторов платить пособие, кому - большой гонорар, а кто и вовсе не является "одержимым гением".

При наличии знакомств с лицами, принимающими соответствующие решения, это была очень выгодная для автора модель. Я как раз вчера вспоминал, что за первую свою публикацию (повесть "Игра без шансов на победу", 1988 год кажется) получил гонорар в размере 4000 тогдашних рублей. На нынешние деньги это минимум 400 тысяч, больше, чем я заработал на всех своих следующих книгах вместе взятых. Анекдот "каждая тыща на счету" ходил в советские времена как раз про жену писателя, а членство в Союзе Писателей гарантировало безбедное существование. Вот только ассортимент, лежавший в те годы на полках книжных магазинов, вряд ли удовлетворил бы нынешнего читателя - издавали-то Членов Союза, а не тех, кого было интересно читать. Вот Вы, май френд - читали ли "Игру без шансов на победу"? А ведь 100-тысячным тиражом сборник вышел, не чета всяким там "Пангам"...

Судя по комментариям к недавней заметке vitus_wagner, эта точка зрения сегодня становится мэйнстримом ЖЖ-шной тусовки: Требовать денег автор может только за еще не опубликованное произведение. А что с возу упало, то пропало., Просто и со вкусом. и высвобождает туеву хучу ресурсов на контроль и наказание.. На эти деньги можно от гос-ва авторам приличные суммы кидать. Конечно, в данной трактовке автор получает возможность хотя бы торговаться - за сколько согласен отдать рукопись в общую собственность; но мы хорошо знаем, чем обычно заканчивается торг маленького человека и большого Государства.

Модель 2. Пипл хавает. Писатель должен делать то, что востребовано рынком. Писать по новой книге каждые два месяца, а еще лучше - каждый месяц. Получать от разбирающегося в рынке издателя разовый гонорар - за тот тираж, который скупят фанаты в первые 2-3 недели после выхода. Забыть о последующих потиражных (книга появится у пиратов, или просто забудется читателями) и работать над следующей.

Эту точку зрения разделяет большое (я бы сказал, подавляющее) число нынешних читателей фантастики, чей собирательный образ представлен в нашумевшей статье alfhunter:

Писатель — должен. Издатель — обязан. А читатель...
А читатель — нужен. Он деньги платит. И посему издатель регулирует писателя. Прямо или опосредованно.
Метод прямой — мы этого романа не возьмем, так как он не имеет продажной перспективы — слишком умный (дословно) и трудный в восприятии. По мнению издателя — конечно, по его оценкам читателя.
Метод второй — ваша книга не подходит ни для одной серии издательства. Неформат.
Почему? Все просто. Читатель прикормлен, извините за выражение. Он привык, что под обложкой с определенным значком лежит то, что он «хавает». Издательство, кстати, тоже привыкло и будет держаться за вымирающие серии, ибо потерять их — потерять две-три тысячи читателей... извините — покупателей.


Примерно о том же пишет и divov: Сплошь «новые бестселлеры», назначенные бестселлерами еще до начала продаж. Качество товара не играет роли. Главное – чтобы все было свеженькое.

От себя хочу добавить, что "свеженькое" - это не только маркер для читателя, позволяющий принять решение "надо брать" (всего фантастики написано столько, что никогда не прочитать, а вот "свеженькой" мало), но и определенная гарантия для продавца. Вот любопытный текст относительно раздачи игр с торрент.ру:

Идёт запуск системы цифровой дистрибьюции. Раздачи, заранее обговоренные мной с Новым Диском, будут не допускаться к релизу первые 3 недели продаж. Не все, только крупнейшие хиты с раздач которых идут огромные убытки... Мы введём раздел лицензионной продукции, положим туда лицензионные раздачи. Цена будет заводская. А люди будут выбирать - скачать в первый день релиза платную, или подождать пару недель и скачать всё-таки свою пиратку.

Как видите, 2-3 недели - достаточный срок, чтобы окупить продажами затраты на выпуск игрушки и закрыть глаза на последующую пиратскую раздачу. С одной стороны, подтверждается оценка neo_der_tall - пиратство неистребимо. С другой стороны, найден способ по-прежнему рубить бабки с "пипл хавает". И даже особых изменений в модель сбыта вносить не пришлось - пипл и без того хавал главным образом новинки.

Модель 3. Того хотят там, где исполнить властны То, что хотят! Писатель может сидеть на попе ровно и не спеша создавать новые произведения. У крупных издательских корпораций хватит сил, чтобы "заставить мутантов соблюдать закон", и уже в обозримом будущем авторские отчисления за сетевую продажу контента превысят "бумажные" гонорары. Примерно 15 лет ушло на то, чтобы приучить российских бизнесменов платить налоги (дикая мысль в 1991 году, вообще говоря). Дайте нам столько же лет - и пираты сами выстроятся в очередь покупать контент. Коротко и ясно эту точку зрения высказал gevorkyan: короткий суд и длинная веревка - так, кажется, формулировалась в английском судопроизводстве технология приучения пиратов к цивилизованному обращению... Вторит ему и ptitsarukh: «А я всё равно буду качать!» Искренне надеюсь, что в таком случае вы будете сидеть.

Разумеется, одним запретом качать пиратский контент ситуацию не исправишь. Несколько лет RIAA преследовала Напстер и добилась-таки закрытия бесплатных раздач музыки - чтобы не мешал продаже CD. И что же? Появившийся в 2003 году сервис по электронной продаже музыки iTunes Store за 4 года вышел на 2 место по общим доходам от продажи музыки, а традиционные "коробочные" торговцы теряют рынок со скоростью по 20% в год.

А все дело в том, что Apple создал удобный для потребителя механизм покупки и пользования электронной музыкой: 1) единая цена (0.99$ за трек-песню), 2) свободное копирование в рамках легального использования (между плеерами iPod). В результате потребителю оказалось проще заплатить небольшие денежки и быстро получить нужную песню, нежели искать ее на файлообменных ресурсах. Быть может, аналогичный сервис будет создан и для электронных книг? По крайней мере, ссылки на Google Books мне попадаются все чаще, а Amazone выпустил в мир своеобразный "книжный iPod" - Amazon Kindle.

Итак, в настоящее время мы располагаем четырьмя моделями оплаты авторского труда:

1. Книги пишутся и распространяются бесплатно, "правильным" авторам выплачивается пожизненное пособие от Государства.
2. Книги пишутся и распространяются бесплатно, авторам выплачивается разовый гонорар от Государства (или от другого лица, буде оно пожелает выкупить данную книгу для бесплатного распространения),
3. Книги пишутся за разовый гонорар, зависящий от популярности автора, и распространяются в первые 2-3 недели за деньги, окупающие этот разовый гонорар, а позднее - бесплатно (де-факто, современная модель книгоиздания в России).
4. Книги пишутся за процент от будущих продаж и распространяются платно на протяжении всей жизни автора + 75 лет со дня смерти, после чего переходят в общественную собственность (если не будет изменен срок в 75 лет).

Ну а теперь вопросы к френдам и всем желающим поломать голову над проблемой.
1. Какая из моделей является более устойчивой в долгосрочном плане? (хинт: в древности книги создавались по модели 1, и часто были вообще анонимными).
2. Какая из моделей стимулирует автора на создание более качественного (а значит, и более трудоемкого) произведения?
3. Какая из моделей представляется лично Вам более справедливой?

P.S. Журнал по-прежнему ведется в режиме комментариев только от френдов. Поэтому если Вы хотите обсудить материал или задать вопрос, а я Вас еще не зафрендил - напишите все что хотите сказать в своем журнале, упомянув в тексте schegloff. Найду по яндексу, почитаю, глядишь, и продолжим дискуссию.

UPD 1. Подсказали через личную почту еще одну модификацию модели 3 - Регрессивное ценообразование на произведение, исходя из некоего общественно-полезного предела авторского гонорара. Цена на книгу определяется таким образом, чтобы бесконечный ряд Sum(Pi) сходился как раз к этому предельному гонорару. Сама модель 3 представляет собой грубое приближение - первые читатели платят 100% цены, последующие получают бесплатные пиратские копии. Приятно, что моя таблица успешно описывает и вновь появляющиеся в поле зрения модели.

UPD 2. Видимо, ссылка из этого поста на журнал lemming_drover переполнила чашу терпения Яндекса, запись про украденный "Русский аркан" попала в топ, и в журнал к известному российскому фантасту тут же вломилась очередная кодла "благодарных читателей". Матерные записи уже убраны, остался в живых разве что вот такой комментарий: ...скачивать новые и читать старые (а они у меня бумажные есть) я Ваши книги я вообще больше никогда не буду. Думаю сами догадаетесь почему. Как это говорят в ЖЖ, "кисо абиделось".

Ну а я, прочитавши стертые уже комментарии, спросил себя вот о чем. Для кого лежат в открытом доступе мои тексты? Ведь в том числе и для таких вот неблагодарных халявщиков? А правильно ли это? Может, раздавая тексты бесплатно, я вскармливаю у людей привычку к халяве и черную неблагодарность? Разве не то же самое делают враги белых людей, вскармливая социальными пособиями обитателей трущоб и постепенно превращая Европу в Новый Халифат?..
Tags: фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →