schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Забытая (мной) статья академика Арнольда

Первоисточник статьи - работу 1988 года "Несколько слов об Андрее Николаевиче Колмогорове" - я в Сети не нашел. Так что с уверенностью сказать, что "потреблятский проект" взял верх над "мобилизационным" (западный - над сталинским) в СССР еще в эпоху Горбачева - не могу. Но "осадок остался". Итак, В.Арнольд, "Новый обскурантизм и российское образование":

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом). - выделение мое, С.Щ.

Там дальше еще про французский уровень образования есть, это вообще нечто. «Мы никак не можем следовать твоему принципу — выбирать кандидатов по их научным достижениям», — сказали мне коллеги в комиссии по приглашению новых профессоров в один из лучших университетов Парижа. — «Ведь в этом случае нам пришлось бы выбирать одних только русских — настолько их научное превосходство нам всем ясно!» - возможно, и преувеличение Арнольда, но что-то в этом есть.

Цитата из Арнольда, конечно, еще не математическое доказательство - но весомая капля в чашу терпения по отношению к "западному проекту". Игра на понижение - не только российскую прописку имеет.

Ну и отдельно - поразившее меня небрежное замечание академика:

(...включая даже Л.Д. Ландау, ценившего в математике именно продолжение счётного мастерства: пятью пять — двадцать пять, шестью шесть — тридцать шесть, семью семь — сорок семь, как я прочитал в пародии на Ландау, составленной его физтеховскими учениками; впрочем, в письмах Ландау ко мне, бывшему тогда студентом, математика не логичнее, чем в этой пародии)

Такой вот у них гамбургский счет, у академиков-то. Прямо со студенческой скамьи.

В очередной раз бьюсь головой об стену, что не получил в свое время математического образования. "Если бы мой луч смерти сработал, все было бы совсем по-другому" (с).

UPDATE. А чтобы чтение статьи не было пустою забавою - давайте обсудим, чего делать-то с системой образования? Игра на понижение ведь почти всем выгодна - властям тем, что можно кого угодно назначать в преподаватели, Народу тем, что учиться ничему не надо. Невыгодна сложившаяся ситуация только собственно умным людям - когда вокруг одни дураки, тоскливо жить на белом свете, - да может быть еще имеющим волю к власти, причем не к мелкой, типа "первый парень на деревне", а к "космической", к масштабной, к той, которую давали в 20 веке Космос и Бомба, а в 21 веке даже и непонятно пока что даст. А вот бизнесу, похоже, куда выгоднее плодить недалеких потребителей мобил, нежели действительно разрабатывать что-то принципиально новое.

P.S. Напоминаю, что сбор вопросов к Хеору об устройстве Панги продолжается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 226 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →