schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Кто такой Воланд, или Великий роман как порождение великой эпохи

Что меня больше всего поразило при первом прочтении "Мастера и Маргариты" (1984, если не путаю) - так это совершенно фантастическое (с точки зрения пермяка 80-х) описание СССР 30-х годов. Булгаковская Москва не имела ничего общего с тогдашним представлением о "героических стройках первых пятилеток" и произвела на меня впечатление куда более вымышленного города, нежели Ершалаим.

Сегодня, прочитав свежую главу книги MMIX от oohoo, я снова вернулся в восьмидесятые. В булгаковедческих текстах СССР 30-х превращается из сплошной "стройки коммунизма" в феерический авантюрный роман, в котором события "Мастера и Маргариты" - лишь рядовой эпизод в цепи бесконечных интриг. Похоже, пришло время прочитать этот роман. Вот некоторые его главы:

1) Книга oohoo о "Мастере и Маргарите". Вот самая свежая глава: MMIX 50
...Но в 1929 году вовсе не товарищ Сталин, и не секретариат ЦК были подлинными героями времени. Это была подлинная вершина политического влияния ОГПУ как политического и идеологического органа, сравнявшегося по весу и с ЦК, и с Совнаркомом. Руководство ОГПУ оказалось в позиции третейского арбитра между двумя полюсами, которую было сложно заполучить, но ещё сложнее удержать. Особенно, когда на местах чекистские начальники сравнялись по статусу с первыми секретарями и другими членами ЦК, а в центре – заполучили в руки теневые каналы разведки и контрразведки, имевшие в это мирное время не меньшее влияние на внешнюю политику чем Наркоминдел или Генштаб...


Разумеется, заслуживают прочтения и предыдущие 49 выпусков MMIX.

2) Бузиновская О., Бузиновский С. "Тайна Воланда" (есть в Сети), вот характерный момент, высказанный в интервью:
Тот самый персонаж, которого мы встречаем в Ершалаиме «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Воланд не сатана. Визит «иностранного профессора» в Москву – не что иное, как второе пришествие Иешуа. Вспомните хотя бы его разговор с литераторами: Воланд убеждает их поверить в Бога и предсказывает ближайшее будущее. При этом он демонстрирует своеобразный пароль – портсигар с алмазным треугольником. «Наша марка». Эту же «марку» мы видим на его карманных часах. Для тех, кто не знает: треугольник в христианской символогии – знак Божественного всеведения. Согласно канону, дьявол лишен этого свойства – будучи сыном известного православного теолога, Михаил Афанасьевич это прекрасно знал. Еще пример: два литератора сидят на скамейке и говорят о Христе. Затем на аллее появляется «неизвестный» и садится между ними. Вдумчивый читатель должен вспомнить слова Иисуса: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них». Подобных намеков в булгаковском тексте масса – целых три главы нашей книги посвящены доказательствам того, что Воланд не сатана. "

3) Альфред Барков Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение

4) Александр Зеркалов (Мирер) Этика Михаила Булгакова

Насколько важен в романах дух эпохи, можно понять, сравнив "Мастера и Маргариту" с орловским "Альтистом Даниловым". в отличие от Москвы-30, Москва-70 не смогла стать фантастическим фоном для вечного сюжета. Время героев прошло, и никакой литературный талант не смог его воскресить.

Кто в теме, подскажите еще источников по тем замечательным временам - и их преломлению в Романе. Буду образовываться :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments