schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Categories:

Бэтмен Аполло, или Экзистенциальный ужас небытия

В отличие от SNUFF, Бэтмен Аполло меня захватил, и даже заставил задуматься. Например над тем, что книгу эту Пелевин писал пятнадцать лет - начиная с первого тома трилогии, Generation П (второй - Empire V, третий логично было бы назвать Batman А, но что-то не срослось). А еще над тем, насколько она похожа на моего собственного "Банной горы хозяина" - то же пренебрежеие элементарными требованиями художественности ради идеи, тот же масштабный взгляд на человеческую цивилизацию, живущую под тайным владычеством волшебных существ.

Вот только основная тема БА - совсем не "допрос с пристрастием социальной реальности", которым так любит заниматься Шеллер. Герою Пелевина незачем допрашивать реальность - она и так охотно отвечает на все вопросы, "причем постоянно врет" (с). Проблема БА не в том, как устроен этот мир, а в том, зачем он так устроен.

Потому что ответ на вопрос "зачем" у Пелевина совершенно буддистский: чтобы причинять мыслящему существу как можно больше страданий. Причем ладно бы он был так устроен раз и навсегда, как наивно полагал Гаутама. Черта с два: одни мыслящие существа (вампиры) сначала создают в нем других мыслящих существ (людей), чтобы подпитываться их душевными терзаниями, а потом еще и совершенствуют человеческую жизнь (и мышление), повышая выработку страданий до стахановских высот. Несомненно, то же самое проделывают с вампирами и их создатели (которые в романе лишь обозначены), а с ними - создатели создателей, и далее до бесконечности. Трилогия содержит исчерпывающее описание психологического ада, из которого не просто нет выхода - из которого постоянно приходится выходить в другой, еще более мучительный ад.

С особым цинизмом Пелевин изображает традиционный буддистский выход в соседний ад:

Под серыми бревнами сидел странный мужик в веселой синей рубахе. Он казался ряженым из-за чисто отмытой пушистой бороды – и еще потому, что его лицо излучало спокойную и безмятежную радость, не очень уместную на фоне этой ветхой деревянной стены.
...
– Хватит, – сказал я. – И что? Это и есть продукт ваших опытов? Да у нас полстраны таких... стакан накатят с утра и вот так сидят.


Любые действия, направленные на поиск выхода, приводят на страницах романа к обнаружению все новых "кругов ада". Пелевин даже не постеснялся прямого заимствования у Оруэлла (главный революционер оказывается не просто наемником охранки, а самим темным властелином). Никаких "лучей света" в нашем темном царстве! Только кромешная безысходность, только все более полное отчаяние, только постоянное повышение производительности труда по выработке страданий.

Созданная Пелевиным вселенная прекрасна в своей завершенности - и как всякое совершенное произведение искусства, легко обнаруживает свои отблески в реальной жизни.

Ужас не в том, что выходя "на площадь", ты отправляешься в тюрьму. Ужас в том, что этот твой выход на площадь был заранее запланирован политической полицией (чтобы создать повод для "закручивания гаек"), и ордена за этот выход и твою посадку - тоже заранее расписаны.

Или вот в нашей жежешечке (что собственно и стало поводом для написания сего). Ужас не в том, что некий юзер пишет оскорбительные для тебя заметки, а потом подкрепляет их еще более хамскими комментариями. Ужас в том, что за твои расстроенные чувства ему платят, а за твою попытку что-то сказать в ответ - платят вдвойне. И единственная цель его действий... Еще раз: единственная цель его действий - чтобы ты страдал. Чтобы производил "баблос", он же "агрегат М5", химически чистое страдание для прокорма Великой Тьмы. Попутно, конечно, немного подкармливая и обыкновенных троллей.

В общем, хорошо, что Пелевин пишет про вампиров; напиши он все это про людей, получился бы неплохой римейк "Страданий молодого Вертера". Но хоть его темное царство и фантастика, наш реальный мир ему немногим уступает. Изрядный процент хомо сапиенсов испытывает искреннее удовольствие от чужих страданий, и порой кажется, что именно они и находятся у власти, и это самое страдание оптимизируют. Трилогия Пелевина хороша тем, что заставляет вспомнить про это немаловажное обстоятельство.

В то время как мы полагаем, что рождены для стремления к счастью, на деле мы (иногда) и все остальные (сплошь и рядом) занимаются производством страданий. Не в пелевинских масштабах (хотя кто считал), но все же весьма и весьма. Прям-таки по Талькову: "вы не живете, потому что нельзя это жизнью назвать". Так, пребываем в небытии, подкармливая нежить.

Так вот, заслуга Пелевина в том, что он напоминает нам, несуществующим, об ужасе этого небытия. Хватит уже плодить страдания, пора и что-то хорошее сделать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments