schegloff (schegloff) wrote,
schegloff
schegloff

Category:

Еще о Пелевине: черный шум

Пелевин, как известно, создает бесконечное множество реальностей, в одной из которых мы имеем несчастье жить. Одним из элементов нашей реальности является черный шум (цитата из Empire В):

– Черного шума? - переспросил я. - А это еще что?
– Тоже не проходили? - поразился Калдавашкин. - Чем же вы тогда занимались то? Черный Шум - это сумма всех разновидностей дискурсА. Другими словами, это белый шум, все слагаемые которого продуманы и проплачены.
Произвольная и случайная совокупность сигналов, в каждом из которых нет ничего случайного и произвольного. Так называется информационная среда, окружающая современного человека.
– А зачем она нужна? Обманывать людей?
– Нет, - ответил Калдавашкин. - Целью Черного Шума является не прямой обман, а, скорее, создание такого информационного фона, который делает невозможным случайное понимание истины...


Современное состояние черного шума в российской блогосфере таково (по наводке из фейсбука Павловского). Игорь Ашманов, "Сегодня информационное доминирование - все равно что господство в воздухе":

в русском Twitter примерно 7-8 млн аккаунтов. Живых из них — 1-1,5 млн, это те, что вообще выходят в эфир. Из них примерно 500-700 тыс ботов. Примерно 4-5 млн сообщений в день в русском Twitter на 95% состоят только из перепостов. Люди ничего не добавляют от себя, они просто распространяют.

Еще одна тенденция в русскоязычном сегменте интернета — это миграция из ЖЖ в Facebook. Средний пост в Facebook в пять раз меньше, чем в ЖЖ. Люди привыкают к очень короткому обмену информацией. Пост в Facebook сразу тонет, и найти в нем запись недельной давности нереально. Социальные сети не предназначены для хранения контента. В ЖЖ вы можете почитать, что там было в 2003 году и даже прокомментировать. В Facebook этого нельзя делать — пользователи помнят только то, что происходило сегодня или вчера. Возникает беспамятность. Аудитория быстро глупеет и становится легко управляемой.

Например, за последнее время в Facebook или в Twitter то и дело вбрасываются фальшивые сообщения о смерти известных людей. И каждый раз люди верят. Зачем это делается, я не знаю, но показательно то, что пользователи социальных сетей на все реагируют так, будто сталкиваются с этим впервые. Как будто они находятся в трансе и у них нет памяти. И среди этих людей действуют холодные профессионалы, которые вбрасывают в основном коммерческий спам. Берут популярный тег, дописывают к нему рекламный текст и попадают в тренды. А на время выборов точно также распространяют политическую пропаганду.


Выделенный фрагмент - практически дословное описание "человеческого сознания" от Пелевина: текущее восприятие, которое содержит [ложную] память о том, что в предыдущее мгновение оно тоже было "сознанием".

Какой из этого следует вывод? Да тот же, что из Бэтмен Аполло: хватит уже плодить черный шум, делайте что-нибудь реальное.

P.S. Извиняюсь, кому обещал про пиво. Исправлюсь в следующей записи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments