Category: фантастика

Category was added automatically. Read all entries about "фантастика".

К вопросу о патриотической фантастике

Прогноз

Много лет назад мне подарили зеленого говорящего гоблина, который периодически кричит истошным голосом "Скоро доллар будет по три рубля!".

Так вот, похоже что он прав. Так оно и будет, после очередной деноминации.

Ошибка Господа Бога

Или почему книжки про прогрессоров пользовались таким успехом у отдельных выродков:

Дорогие друзья из 11% - когда вы наконец поймете, что вы в этой стране не оппозиция, не отщепенцы, не инородцы, а просто ИНОПЛАНЕТЯНЕ ? Ошибка не в политическом строе, а в ДНК.

От себя добавлю, что деятельность по части демократии в РФ мне все больше напоминает крыс из "Конгресса футурологов", которые под действием галлюциногенного газа возомнили себя людьми, и даже сели поиграть в карты. Вот только играть по правилам не смогли - правила газ не сообщил.

Помогите с научной фантастикой!

Ищу хотя бы одну зарубежную книгу [уровня "Я, хобо"], удовлетворяющую следующим условиям:

1) написана в 21 веке,
2) относится к научной фантастике, т.е. технологии играют значимую роль в сюжете (скажем, "Рой" Крайтона - самое то),
3) выдающаяся книга не только по Вашему, но и еще по чьему-то мнению.

Если наберется достаточно кандидатов, выложу субъективный обзор "почему я не читаю фантастику". Пока же он грозит быть неполным :)

Игра Эндера

В оригинале г-н Э.Виггин, играя как бы на симуляторе, победил реальный вражеский звездный флот. Потом, правда, ему об этом рассказали. И по-моему, совершенно зря:

3. Эта война - война артиллерии. Стреляют хорошо, грамотно, используя беспилотники...

5. Многие русские ( особенно артиллеристы ) думают, что они на полигоне в РОСТОВЕ. Абсолютно серьезно.


Как видите, для успешной стрельбы совершенно необязательно думать, что участвуешь в войне.

Обязательно прочитать

Сначала я прочитал про "Розу и червь" у Черткова, и запомнил фамилию автора - Роберт Ибатуллин. Сегодня его второй раз упомянули в ленте - как переводчика фантастической повести Юдковски "Тройной контракт". Как только появятся свободные полдня, прочитать.

Да, кстати

Третий, он же просто "Риддик" - лучший фильм этого года. Чего не позволили Бломкампу в Элизиуме, сделал Дэвид Туи за счет заложенного дома Вина Дизеля.

Конкуренцию мог бы составить "Хоббит", но он все же декабрьский.

Бэтмен Аполло, или Экзистенциальный ужас небытия

В отличие от SNUFF, Бэтмен Аполло меня захватил, и даже заставил задуматься. Например над тем, что книгу эту Пелевин писал пятнадцать лет - начиная с первого тома трилогии, Generation П (второй - Empire V, третий логично было бы назвать Batman А, но что-то не срослось). А еще над тем, насколько она похожа на моего собственного "Банной горы хозяина" - то же пренебрежеие элементарными требованиями художественности ради идеи, тот же масштабный взгляд на человеческую цивилизацию, живущую под тайным владычеством волшебных существ.

Вот только основная тема БА - совсем не "допрос с пристрастием социальной реальности", которым так любит заниматься Шеллер. Герою Пелевина незачем допрашивать реальность - она и так охотно отвечает на все вопросы, "причем постоянно врет" (с). Проблема БА не в том, как устроен этот мир, а в том, зачем он так устроен.

Потому что ответ на вопрос "зачем" у Пелевина совершенно буддистский: чтобы причинять мыслящему существу как можно больше страданий. Причем ладно бы он был так устроен раз и навсегда, как наивно полагал Гаутама. Черта с два: одни мыслящие существа (вампиры) сначала создают в нем других мыслящих существ (людей), чтобы подпитываться их душевными терзаниями, а потом еще и совершенствуют человеческую жизнь (и мышление), повышая выработку страданий до стахановских высот. Несомненно, то же самое проделывают с вампирами и их создатели (которые в романе лишь обозначены), а с ними - создатели создателей, и далее до бесконечности. Трилогия содержит исчерпывающее описание психологического ада, из которого не просто нет выхода - из которого постоянно приходится выходить в другой, еще более мучительный ад.

С особым цинизмом Пелевин изображает традиционный буддистский выход в соседний ад:

Под серыми бревнами сидел странный мужик в веселой синей рубахе. Он казался ряженым из-за чисто отмытой пушистой бороды – и еще потому, что его лицо излучало спокойную и безмятежную радость, не очень уместную на фоне этой ветхой деревянной стены.
...
– Хватит, – сказал я. – И что? Это и есть продукт ваших опытов? Да у нас полстраны таких... стакан накатят с утра и вот так сидят.


Любые действия, направленные на поиск выхода, приводят на страницах романа к обнаружению все новых "кругов ада". Пелевин даже не постеснялся прямого заимствования у Оруэлла (главный революционер оказывается не просто наемником охранки, а самим темным властелином). Никаких "лучей света" в нашем темном царстве! Только кромешная безысходность, только все более полное отчаяние, только постоянное повышение производительности труда по выработке страданий.

Созданная Пелевиным вселенная прекрасна в своей завершенности - и как всякое совершенное произведение искусства, легко обнаруживает свои отблески в реальной жизни.

Ужас не в том, что выходя "на площадь", ты отправляешься в тюрьму. Ужас в том, что этот твой выход на площадь был заранее запланирован политической полицией (чтобы создать повод для "закручивания гаек"), и ордена за этот выход и твою посадку - тоже заранее расписаны.

Или вот в нашей жежешечке (что собственно и стало поводом для написания сего). Ужас не в том, что некий юзер пишет оскорбительные для тебя заметки, а потом подкрепляет их еще более хамскими комментариями. Ужас в том, что за твои расстроенные чувства ему платят, а за твою попытку что-то сказать в ответ - платят вдвойне. И единственная цель его действий... Еще раз: единственная цель его действий - чтобы ты страдал. Чтобы производил "баблос", он же "агрегат М5", химически чистое страдание для прокорма Великой Тьмы. Попутно, конечно, немного подкармливая и обыкновенных троллей.

В общем, хорошо, что Пелевин пишет про вампиров; напиши он все это про людей, получился бы неплохой римейк "Страданий молодого Вертера". Но хоть его темное царство и фантастика, наш реальный мир ему немногим уступает. Изрядный процент хомо сапиенсов испытывает искреннее удовольствие от чужих страданий, и порой кажется, что именно они и находятся у власти, и это самое страдание оптимизируют. Трилогия Пелевина хороша тем, что заставляет вспомнить про это немаловажное обстоятельство.

В то время как мы полагаем, что рождены для стремления к счастью, на деле мы (иногда) и все остальные (сплошь и рядом) занимаются производством страданий. Не в пелевинских масштабах (хотя кто считал), но все же весьма и весьма. Прям-таки по Талькову: "вы не живете, потому что нельзя это жизнью назвать". Так, пребываем в небытии, подкармливая нежить.

Так вот, заслуга Пелевина в том, что он напоминает нам, несуществующим, об ужасе этого небытия. Хватит уже плодить страдания, пора и что-то хорошее сделать.

О марсианской сущности власти

Как я уже неоднократно писал, господствующими разумными видами на Земле являются государства и корпорации, а люди - всего лишь их стройматериал. Так вот, попадая внутрь этих организмов, человек, еще вчера бывший самостоятельным и мыслящим существом, тут же преображается в какого-то "марсианина":

В советское время (позднесоветское, другого не видел) никакого ощущения, что нами правят человеческие существа, у которых может быть что-то общее с такими, как мы, не было. Что-то вроде нашествия марсиан.

При этом, я был вполне советским молодым человеком. К марсианам ведь тоже можно относиться по-разному - "понимать", например, их неизбежность и историческую прогрессивность. Или что без них придут венерианцы, и будет еще хуже.

Беда, которая случилась с нами в конце горбачевского правления - люди у власти стали восприниматься как люди. То есть, их действия перестали восприниматься исключительно внешним образом - появилось личное отношение, подключились эмоции, стало досадно, что они делают то, или это...

Так вот, кажется, это все закончилось. Для некоторых - давно, а сейчас, похоже, для всех.

Снова - марсиане. Отношение к которым нужно выстраивать, руководствуясь голой целесообразностью (которая не всегда тождественна прямой продажности, но включает и ее).


А все потому, что отныне он не человек, а функционер, и своего мнения ему иметь не положено, только административные реакции ("Р-разорю! Не потерплю!").

Ничего личного.